Беседа одиннадцатая. Вавилонское столпотворение

24 декабря 2006 года

В одиннадцатой главе книги Бытия рассказывается об интересном эпизоде в истории человечества - попытке построения огромной башни. После потопа потомки Ноя поселились в междуречьи Тигра и Евфрата, занялись земледелием, земля там плодородная, но болотистая, пришлось ее осушать, рыть каналы, отводить воду. За все эти труды земля влоздала сторицею человеку, народ умножился, появились города. О духовной жизни этих людей ничего не говорится, они явно не были такими скверными, как погибшие в потопе. Но гордость человеческая сохранилась и во время своего процветания они возгордились делами рук своих и решили совершить еще большее - построить башню высотою до небес. Благо и строительная техника у них была весьма совершенная - обожженные кирпичи и битум. В то время и в тех местах все строилось, если не было камня из глины, по нашему из самана. Глина замешивалась с соломой, формовались кирпичи, высушивались на солнце, и из них строились дома, скрепляемые той же глиной. Легко, но недолговечно. А тут - обожженые кирпичи, битум - прекрасный гидроизолятор, неплохо даже и по нашим временам. Такой строительной технологией можно и гордиться, если бы употреблялась она во благо.
Для чего же строили башню? Чтобы не рассеяться по лицу земли. Месопотамия - очень плоская равнина, там даже американским крылатым ракетам невозможно было найти ориентиры, они и не попадали в Ираке в цели. Вот и задумали люди соорудить себе такой искусственный ориентир, который бы было далеко видно. Но зачем? Чтобы не рассеяться - чтобы у единого народа, говорящего на одном языке был и общий символ единства, видимый отовсюду.
Один язык - в древности часто эпитет единого государства. "Я покорил такие-то народы и сделал их людьми одного языка," - писали цари на Востоке в своих монуметальных надписях. Да и мы помним, как в Советском Союзе насаждался русский язык. Единый язык нужен для единства государства, ведь как иначе людям приказы давать, объяснять в чем их счастье и что мы сейчас строим? Получается, что люди захотели утвердить свое государство, свое общество. Но утвердить без Бога. Если бы люди Бога помнили, им достаточно на небо посмотреть и вспомнить о Нем. А тут на фоне неба хотят поставить башню, чтобы человек, посмотрев вверх, эту башню видел и вспоминал о величи своей родины, создавшей такую махину.
Эскиз Дворца Советов в Москве, арх. Б.ИофанБезбожники долго осмеивали рассказ о Вавилонской башне, сомневались в возможности построения в древности такого сооружения. Но когда начались раскопки на территории современного Ирака, нашли фундаменты множества башен. Оказалось, что такие ступенчатые башни - зиккураты строили в каждом городе из описанных в Библии материалов. Не до небес, но высокие. А на вершине таких рукотворных гор, ставили храмы с идолами местного божества. Среди клинописных табличек нашли и повествование о строительстве башни "величиной с бога неба". Вообще, в истории мотив строительства башни повторяется. Вот победили в России безбожники, взоравли храм Христа Спасителя и решили посторить на его месте Дврец Советов. Сохранились его эскизы - точь в точь Вавилонская башня. Высокая, до облаков, ступенчатая и на вершине идол. Начали строить, высоко подняли металлические конструкции, но помешала война - пришлось разобрать и пустить на мосты.
Не получилось и с библейской башней. Не допустил Господь и ее построить. И как интересно показывает Бытописатель суетность человеческих претензий на величие. Богу нужно спуститься, чтобы рассмотреть башню, которую люди считают достающей до неба. Кончно, это образное выражение, покзывающее как мелка и незначительна вся эта безбожная возня. В очах Божиих мелкая суета - все победы человеческих империй, когда они без Бога, и дорого и значительно каждое движение человеческого сердца, когда оно с Богом. И Господь разрушил замыслы людей. Не потому, что мог бояться этой башни или ее строителей, а потому, что все это столпотворение (дословно на славянском - строительство башни) вредно самим людям. Эти башни не дают помнить о Боге. Поэтому Господь и башни. и импери их строящие, разрушает, чтобы они не мешали людям идти к Богу и творить Его волю.
Интересно, что Господь для уничтожения человеческих замыслов избрал не катастрофу, не ураган, потоп или землетрясение. Он смешал человеческие языки. Вряд ли правы, считающие, что Господь в один миг сотворил множество иностранных языков, в этом не было нужды. Скорее, он отнял у людей Свой дар понимания ближнего. Для создания человеческого общества, государства этот дар очень важен. Но он - от Бога, и может пребывать с человеком, пока тот использует его согласно воле Божьей. Пока люди оговаривались осушать болота, рыть каналы, строить города - он был с ними, а как возгордились башню до небес поставить - отнял Господь свой дар. А без понимания не будет слаженной работы и ничего не будет воздвигнуто. Нормальное общество люди могут построить только в согласии с Богом, а если строят его без Бога - оно рушится. И история нам это не раз повторила после Вавилонской башни.
Еще интересно, что потом этот дар был Господом возвращен - ученикам Христа в день Пятидесятницы для проповеди различным народам.

Ответы на вопросы слушателей.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную