Беседа тринадцатая. Потомки Авраама

14 января 2007 года

В лице Авраама Бог избрал определенную семью, чтобы сделать ее, в далеком будущем народом Божьим, народом, который призван выполнить волю Божью, которую отказались исполнить прародители человечества - Адам и Ева. Именно в этом народе должен был родиться Спаситель мира. И даже не весь народ, не миллионы евреев должны были эту волю исполнить, а всего одна девушка. В Ней, как в фокусе собралось все лучшее, что было в народе израильском. Тысячи лет прошли, тысячи людей жили и умирали, чтобы Она в решающий момент могла свободно согласиться на осуществление через Нее воли Божьей. Мы благоговейно почитаем Пресвятую Богородицу, но понимаем ли мы, какого духовного труда, каких смелости, решимости и веры стоило ей произнести: "Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему" (Лк. 1,38)? Она должна была побороть удивление и ужас перед нашествием на Нее Духа Святого, великому чуду безмужного зачатия. Нельзя изображать людей Библии наивными простачками, они прекрасно знали, как зачинаются дети, в Библии об этом много говорится, поэтому и считают сошествие на Деву Святого Духа великим чудом. Но это мы привычно говорим о нем и восхваляем это чудо, а каково было Ей, Которой предстояло принять Неизреченного, Всевышнего, внутрь своего собственного тела? Если бы Она не верила в то, что в народе Божьем должен родиться от Девы Мессия, то такое предложение прозвучало бы похоже на современные ужастики типа "Чужого". Ведь действительно, страшно смертному, тленному, здешнему человеку даже просто соприкасаться, не то, что принимать в свою утробу Всемогущего, нездешнего Бога, Творца неба и земли. Что будет с Ней и с Тем. Кто родится от Нее? Как было верить неизвестному посланнику, стоящему перед Ней? Да и поверив, как было решиться на возможный позор, ведь Благовещение совершилось не на площади перед народом, а в тайной горнице, только перед Ней? Даже праведный Иосиф усомнился в Ее добродетели, ведь он тоже хорошо знал, что без соединения с мужчиной девушки детей не зачинают. Бог хочет войти в ее тихую и благочестивую жизнь, но не сломает ли Он эту жизнь, не испепелит ли, не разрушит ли Ту, в Которую попытается вместиться? Вот для того, чтобы родилась, выросла и воспиталась Та, Которая смогла принять Благую весть и устроил Бог всю историю израильского народа.
История эта сложная, запутанная, драматическая. Часто люди, берущие в руки Ветхий Завет, чтобы узнать о Боге, с негодованием откладывают его. Много там печальных страниц - войн, смерти, распрей, насилия, измен, греха. Но это человеческая история. Не надо ждать от нее сусальных рассказов о райской жизни. В наше время, в наших домах, на наших улицах творится такая же греховная история. Библия - история отношений Бога и людей и с человеческой стороны она обычная, человеческая. Важно, что эти люди, такие же грешные как мы, откликались на Божий зов и творили, хотя бы иногда волю Божью. И опять, нужно напомнить, что не за праведность избрал Бог Авраама, а за веру, за способность поверить Божьему велению и уйти из обжитых мест, со своей родины туда, куда велит Бог. И уже затем вера эта была вменена ему в праведность.
В прошлый раз мы говорили об Аврааме - отце богоизбранного народа, который еще предстояло создать и вырастить. Внешним знаком принадлежности к избранному народу Авраам избрал обрезание. Как раз сегодня Церковь празднует Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Многие, даже воцерковленные люди не понимают этого праздника. С остальными все ясно - Рождество, Крещение, Воскресение, а при чем тут обрезание? Даже в XIX веке проповедники не брались объяснять эту тему, поэтому она оставалсь предметом соблазнов. Часть недоумевает - что же обрезали и зачем? А те, кто знает, что обрезали, те смущаются - что за непристойная тема для праздника. Но святые отцы, среди которых, и празднуемый ныне святитель Василий Великий, сочли нужным ввести его в наш календарь. Поэтому следует разобраться в нем. Для Авраама и его потомства обрезание стало символом отсечения прежних греховных дел. Не случайно избрано было именно обрезание крайней плоти у мужского полового члена. Это печать поставленная на чрезвычайно важном человеческом органе, который непосредственно участвует в деторождении. А все связанное с деторождением считалось священным. Именно через деторождение должен быть создан еврейский народ. И Исаак был зачат не чудесным образом, а от соединения Авраама и Сары, с помощью Бога, оживившего "тело его, почти столетнего," которое "уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении" (Рим. 4,19) Орган этот весьма уязвим и решимость прикоснуться к нему ножом, причинить боль, пролить кровь свидетельствует о твердой вере человека. Да и сама решимость это сделать служит символом отсечения от себя прошлой греховной жизни и посвящения новой жизни, в том числе и этой ее, связанной с деторождением части, Богу - подателю всех благ. Будучи уже поставленной, печать обрезания находится перед мужчиной каждый день. Она служит и внешним знаком для избранных. Ведь, как мы уже говорили в рассказе о Ное, нагота не являлась для древних людей чем-то запретным и постыдным. Кроме того, что люди спали без одежды, без одежды и совершали омовения в водоемах и при источниках. А омовения были необходимой частью священных жертвоприношений. Таким образом, не только сам человек, но и другие, в присутствии которых он обнажался могли видеть знак принадлежности к израильскому народу. Неудивительно, что и во время Второй мировой войны гитлеровцы часто опознавали ненавистных для них евреев по этому знаку.
Но почему же христианская церковь, не сохранившая обрезания и заменившая его таинством крещения, вспоминает про это событие сегодня? Мы хорошо знаем про арианскую ересь, с которой среди прочих боролся святитель Василий Великий. Ариане отрицали то, что Иисус Христос был Богом. Но после победы Церкви над арианами, появилась другая ересь, отрицавшая Его человеческую природу. С арианами было проще спорить, они принижали Спасителя, а эти хотели Его наоборот, возвысить. Вслед за античными философами они тоже считали, что тело - могила души, что все материальное несет в себе зло. По их мнению, Христос не мог принять на себя нашу греховную плоть, воспринять все наше тело со всеми его функциями - питания, пищеварения, выделения, половой функцией. Они брезговали своими человеческими телами и не хотели верить, что Иисус Христос был таким же человеком как мы. Но если бы Христос не воспринял полностью все человеческое тело, то и не спас бы его полностью. Если бы у Него не было половых органов, эта часть нашего тела и нашей жизни не была бы спасена и обожена в составе нашей природы. И что тогда, для спасения нужно оскопить человека? Ведь надо вовремя отказываться от того, что не может быть спасено и что может нас самих отлучить от Царствия Небесного. Так считали русские скопцы. Если бы Церковь приняла такую веру, род христианский прекратился бы. А с другой стороны, если бы мы верили, что тело Христа не имело в своем составе половой функции, как Церковь могла бы призывать людей к аскетизму и целомудрию? Блудники и прелюбодеи говорили бы в свое оправдание - мы не можем воздерживаться, в этом нам невозможно подражать Христу - у него таких органов не было, а у нас есть. Но Христос воспринял всего человека, и у младенца Иисуса были и все необходимые признаки Его пола, так, что никто не мог сказать - родился неполноценный урод. У мальчика Иисуса, родившегося в Вифлееме Иудейском, было что обрезать в знак принадлежности Его к избранному народу. Он воспринял на себя и эту сторону нашей человеческой жизни, которая служит для нас источником, как наслаждения, так и горя и муки, и подчинил Себе и эту часть нашей жизни. Будучи наделен таким же составом плоти, физиологией, биохимией, гормонами и стремлениями, как и мы, Он прожил земную жизнь в воздержании и целомудрии. Вот такое событие, доказывающее, что Господь наш Иисус Христос был совершенным человеком, святые отцы установили сегодня праздновать.
При жизни Авраама, Исаака, Иакова семья, из кторой затем родится богоизбранный народ, еще очень малочисленна, а временами и вовсе грозит угаснуть. У Аврама только один сын от Сарры, женщины, разделившей его заботы о Боге. От других жен у него множество сыновей, но только Исаак наследует благословение. Нельзя представлять наследование благословения, как счастливую участь, как судьбу принца, наследующего отцовскую корону, власть, почет. Богоизбранность скорее была тяжким грузом. Нужно заботиться о почитании Истинного Бога, о соблюдени нравственной чистоты, от языческих обычаев окружающих народов. Множество других сыновей Авраама не захотели этого, они предпочли поселиться среди окрестных языческих племен и разделить их жизнь, обычаи, богов. Старший сын Исаака - Исав, отказывается от верности Богу отца и деда, уходит в одно из местных племен, к охотникам, становится их вождем. А когда младший сын Исаака, Иаков убегает от гнева брата на родину деда - в Месопотамию, старец Исаак остается один на долгие годы. Кажется, нить богоизбранности оборвалась, едва начавшись. Но Иаков сохранил верность Богу. Господь показал ему, что он - Бог Вседержитель, Который хранит своих избранников независимо от места, по всей земле. Иаков долго живет в Междуречье, создает семью, приобретает немалое состояние, положение в обществе. Но по призыву Божьему он возвращается в Палестину с потомством - одиннадцатью сыновьями. В земле, когда-то обещанной его деду, он ведет себя подобно ему - чтит древние святилища Эля, старается жить в мире с окружающими племенами, впрочем, внимательно относясь к их религиозным обычаям. Его семья - двенадцать сыновей с женами, детьми - 70 душ насчитывает Бытописатель, это если и не народ, то весьма значительное ядро, семя будущего народа. Но настоящий народ из этого семени Господь вырастил только в Египте.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную