Беседа четырнадцатая. Переселение в Египет

21 января 2007 года

ЕгипетВ прошлый раз мы говорили о том, что жребий Богоизбранности был тяжел и многие сыновья Авраама и Исаака отказались от него. Но невозможно было бы создать народ только из одного человека в каждом поколении. Господь обещал Аврааму умножить его потомков как звезды на небе и песок морской, наступила пора исполниться этим обетованиям. У Иакова, внука Авраама, было 12 сыновей. С их детьми и женами - 70 душ. И Господь уводит это ядро будущего народа в Египет.
Египет - уникальная страна. Его земли на тысячу километров вытянулись узкой лентой вдоль берегов Нила. С востока - каменистая пустыня, примыкающая к Красному морю, с запада - на многие тысячи километров - пески Сахары. Нил - самая длинная река на нашей планете, более 6 тысяч километров. Он течет из великих африканских озер, окруженных джунглями и саваннами, через пустыни на север к Средиземному морю. В экваториальной Африке год делится на два сезона - сухой и дождливый. Весной пассаты с Индийского океана приносят дожди, котрые проливаются над озерами и Эфиопским нагорьем. Эти воды стекают в Нил, и в нижнем течении он разливается с июля по сентябрь. Сейчас эти половодья не такие обильные - в 60-х годах XX века египтяне с помощью Советского Союза посторили Асуанскую плотину, регулирующую сток Нила, а до этого Египет в течение двух месяцев стоял затопленный нильскими водами. Осень вода спадает, а на берегах остается много жирного ила - плодородной земли, принесенной рекой из джунглей и с вулканических плато Эфиопии. Египетские земли всегда славились своим плодородием. Жаркий климат позволяет собирать богатые урожаи, при минимальных затратах на обработку почвы и орошение. Древнегреческий гограф Страбон с завистью писал о египтянах: "". Египет снабжал хлебом всю Римскую империю, а позднее Византию. Египет - дар Нила, говорили в древности. И не случайно именно из Египта происходит обычай на праздник Богоявления освящать воды. 6 января, после окончания сева, египетские христиане освящали вода Нила - источника жизни своей страны.
Таков Египет - узкая полоса между двумя пустынями, которые служили ему надежными стенами. Завоевателям было невозможно пройти через пустыни, окружающие эту страну с трех сторон. Единственный раз была предпринята такая попытка, в 1942 году фашистские танки Роммеля попробовали пробиться через пустыни, так и не дошли. Единственные ворота страны, сообщающие ее с внешним миром - Суэцкий перешеек надежно защищался. В долине Нила жил трудолюбивый народ, создавший высокоразвитую цивилизацию. Записанная история страны начинается за 3 тысячи лет до Рождества Христова, т.е. 5 тысяч лет назад. Этот народ принял христианство, дал миру многих святых. Существует он и сейчас - копты, их в Египте около 8 млн.
У египтян была своеобразная религия. Египет был объединен из нескольких десятков областей - номов. В каждой области чтили свое божество - тотем в образе животного - целый зоопарк - сокол, ибис, бык, баран, козел, крокодил, бегемот, обезьяна, кошка. Эти культы долго сохранялись. В жизни Египта много зависело от погодных условий, в первую очередь, от разливов Нила, а были еще песчаные бури, суховеи, болезни, нашествие саранчи, которые ставили под угрозу хрупкое благополучие, а порой и жизнь египтян. Стремясь защиться от этих угроз, египтяне придумали множество магических ритуалов. Верховным жрецом считался фараон, который должен был совершать основные ритуалы и обеспечивать ими благоденствие своей страны. Фараонов чтили и после их смерти - гигантские рукотоворные горы - пирамиды - должны были сохранить умерших фараонов в стране, заручиться их вечной помощью. Были в египетской религии и человеческие жертвоприношения, хотя и малораспространенные. Но была и другая традиция - смутное воспоминание об Истинном Боге. Жрецы стали в Египте отдельной замкнутой кастой, они хранили знания о периодичности разливов Нила, ведь в Африке нет смены времен года, и накопленные веками приметы - когда будет разлив, каким он будет, а за ним и весь предстоящий год, хранились жрецами в тайне, как залог своей власти и силы. Кроме того эти жрецы в принципе знали что есть Единый Бог, творец неба и земли, но эти знания они хранили в тайне от народа, поддерживая магические культы и почитание божеств в образе животных. Они считали, что от Бога ничего не зависит в мире, а все материальные блага нужно добывать магией от мира духов - бесовского зверинца.
Несмотря на такую многобожескую религию Египет был достаточно централизованной страной с сильной государственной властью. В период разлива Нила власти собирали праздных земледельцев - их поля стояли залитые водами Нила - для трудовой повинности - строительства пирамид, храмов, каналов, дорог. Так зачем же Господь привел Израиль в такую страну? Чем она была лучше Месопотамии, из которой они вышли только недавно?
Думается, можно найти этому несколько причин.
Во-первых, в Египте предоставлялась уникальная возможность уберечь Израиль от нашествий кочевых племен. Палестина - проходной двор Среднего Востока, не имеющий естественных рубежей в отличие от Египта - природной крепости. Из археологических данных известно, что как раз в это время многие цивилизации пали под ударами кочевников - шумеры, аккадцы, пеласги и эти народы исчезли с лица земли.
Во-вторых, египетское идолопоклонство сильно отличалось от месопотамского и ханаанского тем, что было по внешним формам гораздо примитивнее их. Месопотамские религиозные традиции были евреям слишком близки, и не случайно, они с легкостью уклонялись к местным идолам от истинного Богопочитания. Весь же египетский зверинец, несущий на себе скорее африканские, чем азиатские черты, был слишком чужд евреям.
В-третьих, образ жизни египтян не позволил бы евреям смешаться с ними. Египтяне принадлежат к иной расе, и иным бытовым привычкам, привычкам земледельцев. Они не похожи на семитов внешне, например, египтяне, начисто брили лицо и голову, носили легкие набедренные повязки. С народами Месопотамии и Ханаана у евреев было слишком много общего. А египтяне всегда держались обособленно от пришельцев и с юга, и с севера, считая их дикими варварами. Таким образом, евреи вынуждены были, находясь в изоляции среди коренных египтян, хранить свои традиции. Ведь, даже если бы они захотели пойти в египетские храмы, их бы туда не пустили.
Мы видим, как Господь "рукою крепкою" направлял судьбы избранного Им народа, обращая для Своих благих целей исторические обстоятельства.
В то время одно из семитских племен кочевников, прошедших через Ханаан, воспользовавшись внутренними усобицами, захватила власть над Египтом. Гиксы - иноземные цари - назвали их египтяне. 130 лет - с 1700 по 1570 годы до Рождества Христова, правили они Египтом, обладая основными крепостями, дорогами, собирая дань с населения и карательными экспедициями подавляя восстания, подобно монголам на Руси. Гиксы поощряли родственные им народы переселяться в подвластную страну, возвышали своих земляков-семитов. При них и возвысился сын Иакова - Иосиф.
Судьба Иосифа, подробно описанная в последних главах книги Бытия - яркий пример как промысел Божий обращает к благу все наши жизненные обстоятельства, если мы твердо полагаемся на Его волю и храним Его заповеди. Он попал в Египет не по своей воле, рабом, но и в рабстве он хранил свою нравственную чистоту и надежду на Бога своих отцов. Церковь воспевает его, как праведника: "Иаков рыдаше Иосифова лишения, той же доблий седяше на колеснице, египтяныни сластем не поработися иногда, яко царь прослаляем." Награда за верность Богу пришла к Иосифу сторицей. При завоевателях-гиксах, которые доверяли только своим землякам, он стал распоряжаться всей хозяйственной жизнью Египта, производством и распределением продовольствия. Оказавшись в чужой стране, будучи не знаком с проблемами египетского земледелия, он тем не менее, принял близко к сердцу нужды той земли, в которой поселил его Господь. Откровение о годах изобилия и засухи позволило ему так организовать сбор урожая и запасы зерна, чтобы оградить египтян от бедствий неурожая и голода. Отсюда мы видим, что Господь Бог печется о нас даже тогда, когда мы пребываем далеко от Него, в греховной тьме, как египтяне, поклонявшиеся своим звероподобным идолам и окружавшие свою жизнь магическими заклинаниями.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную