Беседа пятнадцатая. "Дом рабства"

28 января 2007 года

Евреи прожили в Египте более четырехсот лет. Это достаточно большой срок. Столько же отделяет нас от Смутного времени на Руси. Правда, в те времена жизнь народов не менялась так быстро как сейчас, но все равно это большой срок. Много изменилось в Египте за эти века. Гиксы правили Египтом 130 лет. Египтяне все-таки объединились под началом князей из южных Фив, куда гиксы не могли отправить свои карательные отряды и прогнали чужеземцев. Новая фиванская династия процветала. До сих пор нас поражают остатки былого величия Фив - развалины Луксора и Карнака. Один фараон из этой династии, Аменхотеп IV, попытался даже бороться с язычеством. Он закрыл храмы всех богов и повелел поклоняться одному богу в образе солнечного диска - Атону. Тем не менее и он не ушел от поклонения твари, потому что как бы ни было велико солнце, оно - творение Божие, и поклонение ему как Творцу - недостойно. Его реформа не удалась, возмущенные жрецы сорвали ее и фараон, принявший новое имя Эхнатон, умер в одиночестве. После его царствования, ослабленный Египет снова подвергся нападениям кочевников из Сирии. Но теперь египтяне не допустили иноземного владычества. Фараон Рамсес II, хорошо известный нам по своим огромным вырубленным из скалы статуям в Абу-Симбале, разгромил всех врагов, обложил данью народы Ханаана и развернул в стране широкомасштабные строительные работы. Большинство историков считают, что именно он и был тем фараоном, о котором говорится в первых стихах Книги Исхода. Тем более, что там упоминается посторенный именно при этом царе город Рамсес, на сооружение которого и пригнали израильтян.
До этого времени еврейский народ жил вполне спокойно. Сначала Иосиф и гиксы обеспечивали благоденствие Израиля. Евреи поселились на тучных пастбищах земли Гесем, между дельтой Нила и лежащими на границе Синайского полуострова Горькими озерами. Братья Иосифа поступили на государственную службу - им поручили привычное дело - заботу о фараоновых стадах. Рядом с царскими пасся и собственный скот. Пастухи вели привычный мирный образ жизни. а окранинное положение Гесема оставляло израильский народ вдали от сотрясавших Египет событий. Бытописатель, подробно рассказывая о жизни патриархов - Авраама, Исаака и Иакова, о египетской карьере Иосифа, четыреста лет египетской жизни умещает в одну строку, делая вывод: "сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та." (Исх. 1, 7) Эти четыре века были спокойными и благополучными, поэтому и не заслужили подробного описания.
Но не надо забывать, что Египет был для евреев "домом рабства". Конечно, это не было рабство, знакомое нам по фильмам, когда на помосте продают черных рабов. Рабство в древнем мире часто было патриархальным, рабы жили у хозяев как домочадцы (да и словом домчадцы обозначали рожденных в доме рабов). Не все люди и в наше-то время могут вынести груз свободы, многим нужно зависеть от кого-то, находиться под чьей-то защитой. В рабстве часто искали покровительства сильного человека или сильного народа. Иакову Бог открыл, что он ведет своих потомков в рабство, но Иаков все равно пошел, ибо сказано было еще: "Там произведу от тебя народ великий". (Быт. 46,3) И богоизбранному Израилю в определенный исторический период потребовалось покровительство наиболее сильного на тот момент царства.
А с точки зрения свободного кочевника все в Египте были рабами, ибо платили налоги фараону, оброк хозяевам земли, обязаны были собираться на государственные стройки. Многие годы на евреев распространялось только обязанность пасти царские стада, поставлять скот двору и армии фараона, но вот теперь при новом царствовании и их постигла общая участь горького труда. Пастухи были мало приспособлены к строительным ремеслам, к тяжелому подневольному труду. Со временем они увидели, что их труд никак и не пытаются облегчить, а делают все тяжелее и непосильнее. До израильтян стало доходить понимание того, что египтяне хотят одним махом убить двух зайцев - и посторить свои города, жизненно важные на границе с землями кочевников, и истребить непосильным трудом потомков самих этих кочевников, осевших в Египте.
В определенный момент египетские чиновники поняли, что только строительным трудом народ Израиля не уничтожишь. И задумали бесчеловечное дело. Сначала они повелели повивальным бабкам умерщвлять родившихся мальчиков. На подобное злодейство тогдашние акушерки не решились, но египтяне всерьез озаботились уничтожением евреев.
И тогда Господь сделал то, что потом сделается правилом - Он послал к своему народу Своего пророка - человека, который особо избран Богом для того, чтобы объявить Его волю и содействовать ее осуществлению. И впредь Господь будет посылать Израилю вдохновенных Им пророков, пока наконец не придет Сам в образе пророка из Назарета Галилейского. Первым же в чреде пророков явился Моисей. Книга Исхода, написанная им (либо с его слов) расказывает нам о его интересной судьбе, и из этого рассказа мы можем немного понять глубину замысла Божьего.
Моисей родился в еврейской семье тогда, когда египтяне начали истреблять народ не тольконепосильным трудом, но и прямыми убийствами. У матерей отбирали новорожденных мальчиков и бросали их в Нил. С риском для своей жизни мать Моисея прятала его от египетских надсмотрщиков, но долго прятать ребенка было невозможно. Она решилась на отчаянный шаг - и спрятала ребенка в корзине там, где его должна была быстро найти одна из дочерей самого фараона. Так и получилось - Господь сохранил младенца - дочь фараона нашла его и сжалилась над ним, явно сочуствуя страданиям евреев, причиненным ее отцом. Принцесса решила воспитать ребенка, причем наняла кормилицей его собственную мать. Моисей был спасен - по воле Божьей, тем, что Господь внушил своим дочерям - одной мудрость, другой милосердие. В этом эпизоде нет ничего невероятного. Река в Египте только одна, и все события происходят на ее берегах, и принцессы и простолюдины пьют одну и ту же воду и купаются в одной и то же реке. Двор фараона в то время находился в Дельте, рядом с которой жили и страдали евреи. Гарем Рамсеса II насчитывал несколько сот женщин, у многих из которых были дети от него, у него было не меньше тринадцати сыновей, а уж дочерей никто не считал. Такая тихая женская оппозиция жестоким владыкам в собственных семьях очень часто встречалась в истории. Благодаря милосердию египетской принцессы Моисей получил египетское воспитание.
А надо сказать, что в Египте была создана прекрасная система государственных и храмовых школ, где готовили высокообразованных чиновников и жрецов. Подобного не было ни в Риме, ни в Элладе. Только через тысячу лет были основаны в Афинах Академия и Лицей, да и те были частными. Первые государственные школы для чиновников - юристов в Римской империи появились только в IV веке. Таким образом, Моисей получил лучшее в то время образование, и, возможно стал одним из многочисленных египетских чиновников, но не такую судьбу уготовал ему Бог его отцов. Казалось бы, зачем Моисею египетское воспитание и образование, но мы увидим, как премудро устраивает Господь жизнь Своих людей. Часто молодым людям кажется, что им не пригодится то образование, которое их заставляют получать родители, но они не знают, как их судьбой в будущем хочет распорядиться Господь.
Несмотря на египетское воспитание, египетское имя (Моисей, Моше или Месу - ребенок, сын, тот же корень в имени фараона - Ра-мсес - сын Ра), он осознавал свое родство с еврейским народом. И угнетение египтянами не могло оставить его спокойным. Однажды он так возмутился избиением израильтянина, что в драке убил надсмотрщика. Убийство должностного лица при исполнении служебных обязанностей - тяжкое преступление в любом государстве. Моисей попытался спрятать тело, но опасаясь разоблачения решил скрыться из Египта. Выбор путей бегства был небольшой. Вокруг на тысячи километров - пустыня, на юг - Египет. На севере - мелкие ханаанские государства, находившиеся в вассальной зависимости от фараона, и обязанные выдавать беглецов. Путь только один - на восток, через Горькие озера на Синай. Этот полуостров и сейчас, как тогда, отличался крайне суровым климатом - бесплодные камни, раскаленные скалы, египетские дороги обходили его стороной. Это после постройки в XIX веке Суэцкого канала он стал важным пунктом, из-за которого разгорелась война между Израилем и Египтом. А тогда захватывать его не имело смысла. Туда и убежал Моисей и повстречал кочевое племя, возглавляемое священником Иофором-Рагуилом. Библия практически не называет языческих жрецов священниками, следовательно, он хранил древнюю веру в Единого Бога. На одной из его дочерей женился Моисей и стал жить жизнью кочевников, как его далекие предки - Авраам, Исаак, Иаков. К тестю Моисей относился с большим уважением, и впоследствии, принимал его советы по устройству жизни своего народа. Очевидно, в одном из почитаемых древних святилищ Единого Бога, Он призвал Моисея на служение Себе.
Голос Божий воззвал к Моисею из охваченного пламенем, но не сгорающего, куста. Этот образ Неопалимой Купины (купина - куст по-славянски), Церковь впоследствии угадает в Богоматери, образ тварного вещества, через которое действует в мире Творец. Он назвался Моисею как именно Тот Бог, которого чтили предки его народа - Авраам, Исаак и Иаков. Впервые Бог назвал имя, которым Его могли называть люди. Имя - это не просто кличка, настоящее имя отражает сущность называемого. Имя, названное Моисею - Ягве (или Иегова), означает - Существующий, Сущий, Тот, Кто Есть. Смысл этого имени в том, что только Творец имеет подлинное, самостоятельное, ни от кого и ни от чего не зависящее бытие, а весь остальной мир существует по причастию к Его существованию, постольку, поскольку Он этого захотел. Именно это имя написано на православных иконах Спасителя. В крестчатом Нимбе вокруг головы Христа мы видим буквы - Оон, по-гречески Сущий. Это имя мы слышим в конце всенощного бдения, когда священник произносит: "Сый благословен Христос Бог наш..." Можете сказать об этом назойливым "свидетелям Иеговы", если они снова будут приставать к вам. Но кроме открытия Моисею Своего сокровенного имени, Господь поручил ему конкретную задачу - вывести еврейский народ из египетского рабства.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную