Беседа шестнадцатая. "Исход"

4 февраля 2007 года

Как мы знаем из Книги Исход, Моисей преодолел охватившие его сомнения и решился вернуться в Египет. Похоже об убийстве египетского надсмотрщика властям все-же было неизвестно. потому что Моисея никто не преследовал за совершенное преступление. Кроме того, старый фараон Рамсес, чья дочь приняла участие в судьбе Моисея, умер и престол унаследовал его сын Мернептах. Конечно, Господь позаботился о том, чтобы Моисей мог безнаказанно вернуться на свою родину. Годы изгнания оказались временем приготовления к осуществлению великой миссии. Он многое почерпнул от почитателей Единого Бога - семьи своей жены, принявшей его. С другой стороны, он был египтянином по воспитанию, его приемная мать была сестрой фараона. И мы видим, что для выполнения поставленной перед ним задачи, ему удалось неоднократно встреаться с самим фараоном. Представьте, что вы хотите встретиться с Путиным и поймите каких трудов это потребует. Фараон в Египте был еще и сакральной фигурой, от неприкосновенности которого, как считали египтяне, магическим образом зависело благополучие страны. Моисею же этоу давалось, что свидетельствует о том, что он вспомнил свое воспитание и восстановил связи с двором фараона. Изложение встреч Моисея и фараона, оставляет чувство, что разговаривают знакомые люди, пусть и неприятные друг другу, но люди из одного круга. Вот как премудро устраивает Господь судьбы своих людей, как заботится о них и приводит все наши злоключения к благу, если мы доверяемя Его промыслу.
Перед Моисеем стояли две очень сложных задачи: во-первых, убедить израильский народ уйти из Египта, а во-вторых, убедить египетские власти отпустить израильтян. Конечно. евреи поняли, что против них ведется геноцид, что конечной целью всех обрушившихся бедсвтй является их полное уничтожение, но вряд ли они хотели такого спасения. Они могли бы ждать от Бога что угодно - смены фараона, изменения отношения чиновников и надсмотрщиков к ним, освобождения от налогов, но уйти в безжизненную пустыню от благ цивилизации - это самое простое решение не могло не испугать их своей радикальностью, окончательностью и трудностью. Пустыня в Египте всегда была рядом, но уйти туда израильтян мог только Боговдохновенный пророк. Библия не описывает подробно нам каких трудов это стоило Моисею, но с помощью своего брата Аарона, он справился с ней. При правильно организованной жизни в пустыне можно жить, что и доказал Моисей на своем примере и примере принявшей его семьи. Сложнее оказалось справиться с другой задачей. Организовав евреев и приготовив их к исходу, Моисей встретился с фараоном, чтобы добиться от него разрешения уйти. Моисей не стал скрывать от него главный аргумент, который был как раз хорошо понятен фараону - религиозный. Бог отцов израильского народа явился Моисею на Синае. Египтяне понимали это, конечно, у каждого народа есть свой бог, почему бы не быть такому у евреев. Этот Бог повелел Моисею привести к Нему людей для жертвоприношения, иначе Египет постигнут ужасные бедствия. И это язычники понимали как нельзя лучше. По магическим языческим представлениям, все боги нуждаются в жертвоприношениях для собственного существования. И неудивительно, что этот древний покинутый бог евреев, так изголодал без жертвенной крови за четыре столетия, что требует жертв и грозится карами. В это фараон поверил сразу, но он не мог поверить, что Бог с горы Синай может быть сильнее богов Египта. Тот, Кого забыли, Кому давно никто не покланяется грозится многочисленным египетским божествам, в храмах которых каждый день множество жрецов приносит все положенные жертвы. По всем законам магии, на которых, как он считал, основывается благополучие Египта, синайский Бог ничего не может сделать ему, который сам считается сыном бога Гора.
И фараон отказал Моисею. Более того, в наказание он наложил на еврейский народ дополнительные повинности, еще более ужесточившие их участь. Ели раньше евреям выдавали материалы для строительства, то теперь они должны были сами их заготавливать. И здесь стало исполняться слово Моисея и началось то, что потом назовут "казнями египетскими" и что станет нарицательным понятиемдля обозначения ужасных бедствий, которые только могут обрушиться на людей из природного мира. Иногда за эти "казни" автора Библии и Самого Бога упрекают в жестокости. Но давайте присмотримся к бедствиям внимательнее. Тогда мы увидим, что ни одно из них не было прямым действием Творца и Промыслителя. Получилось так, что Господь снял свой охранительный покров с земли и народа Египта и окружающие его враждебные силы природы набросились на эту узкую и уязвимую полоску земли между двух пустынь - песчаные бури, насекомые, гады, болезни.
Смысл слова "казнь" в славянском языке - наказание - урок - назидание. В этом смысле "египетские казни" были уроком не только для Египта, но и для Израиля. Египтяне, давно уже покланявшиеся идолам и старавшиеся магией подчинить себе природу, должны были узнать Кто на самом деле Творец и Владыка всех стихий, сколь тщетна их надежда на демонов, которым они приносили жертвы и на заклинания, которые твердили их жрецы. Как только Господь отступил от Египта, все стихии собрались уничтожить эту землю и народ и египетский зверинец богов оказался бессилен. Но египтяне не прибегали к Единому, Творцу неба и земли и даже прямо отвергали его невусмыссленные повеления отпустить евреев. Даже в разгар бедствий они продолжали надеяться на идолов и магию. Какие же жалкие это надежды! Вспомним: по слову Моисея вода в Ниле - кормильце Египта становится кровью, непригодной для питья, питания растений и животных. И что делают жрецы с помощь магических заклинаний - не возвращают воду в Нил, а превращают в кровь новую порцию воды. Может какой-то магический фокус, может обман, но какой же он жалкий и никчемный! Стране нужна живительная вода, а жрецы, обещавшие благоденствие людям, добавляют еще к той мерзкой жиже, которая и так течет рекой.
С другой стороны и евреям надо было увидеть силу Своего Бога, избравшего их для служения Себе, увидеть, что Он стоит над всей природой и может, если захочет избавлять Своих людей от разгула стихий. Скорее всего, именно под впечатлением "казней" евреи окончательно решились на исход. После нескольки встреч с Моисеем, измученный невиданными бедствиями, лишившийся сына и наследника трона, павшего жертвой мора, фараон велел евреям убираться из пределов Египта. Можно представить себе, какой это был счастливый день для народа! Вот она - желанная свобода от труда и наказаний. Но уйти из Египта легко - пустыня видна из любой его точки, несколько километров пути - и они оставили обжитую полоску земли у Нила позади, а как выжить в пустыни, пройти ее и оказаться в безопасности?
Египтяне, оправившись от смерти своих первенцев, решили, что рано сдались и теперь настало самое удобное время наказать презренных еврейских рабов, покусившихся на могущество Египта. Если евреи действовали с помощью черной магии, то теперь они ушли и безопасны для страны. А уничтожить их смогут войска. Знаменитая египетская конница в то время была передовой армией мира. Колесница, запряженная конями, с лучниками на ней по боевой мощи в то время была подобна современному танку. Пеший человек практически не имеет шансов выстоять против конницы, это показали все войны вплоть до нашей гражданской (вспомните тачанки). Нужно иметь исключительную храбрость, чтобы попытаться сразиться с бешено несущимся конем, или упряжкой, каждый из которых в несколько раз тяжелее и сильнее человека. А в колесницах еще и стреляющие из луков и рубящие направо и налево мечами воины. В пойме Нила, в исконном Египте, на плодородных полях и узких дорогах, такая армия, конечно, действовать не могла, ей нужен оперативный простор. И вот на этом просторе, беззащитные против египетских колесниц, и оказались ушедшие под предводительством Моисея евреи, которые не были воинами.
Шансов спастись от уничтожения у евреев не было никаких. Вокруг пыстыня, впереди вода - морские заливы и соленые Горькие озера, окруженные заболоченными и поросшими камышом берегами, сзади - мчащиеся колесницы, грозящие смертью всем от мала до велика. Если бы все пошло обычным, естественным путем, эта погоня бы кончилась кровавой резней и костями на морском берегу. По естественному ходу событий Израиль не мог бы спастись, народ стоял на краю гибели, но Господь вмешался и спас для себя этот народ. В критический момент Моисей призвал Бога на помощь и помощь пришла. Сильный ветер отогнал воду с мелководья и открыл перед толпой испуганных людей проход через заливы и озера. Изумленные евреи устремились по нему, а сзади по тем же проходам их настигала египетская конница. И когда последние беглецы поднимались на возышенный берег, спасительный ветер внезапно прекратился и вода вернулась. Потрясенные израильтяне наблюдали гибель смертоносного войска в волнах. "Поем Богу, славно прославился, коня и всадника ввергнул в море!" Память о неожиданном спасении всегда будет жить в Израиле. И Церковь каждый день вспоминает и воспевает это событие на разные лады в первой песне утреннего канона: "Яко по суху пешешствовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видев потопляема, Богу победную песнь поем вопияше". Израиль должен был погибнуть, но Творец спас его для себя, и теперь Израиль должен быть верен своему Избавителю.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную