Беседа восемнадцатая. "Чудеса в пустыне"

4 марта 2007 года

Сегодняшняя беседа посвящена второй стороне странствий евреев в пустыне - тем событиям, которые сопровождали путь к Синаю, синайское богоявление и дальнейший путь в землю обетованную. Весь этот путь богоизбранного народа был отмечен чудесными событиями. На библейские чудеса существует два противоположных и крайних взгляда. Одни люди принимают их как должное и ждут такого же обилия чудес в своей жизни. А поскольку манна не сыплется на них с неба каждый день, то сильно разочаровываются в своей вере. Такие люди были и в ветхозаветные времена, так в Маккавейских книгах описываются слишком беспечные израильские повстанцы, которые не устояли перед натиском врагов, несмотря на свою веру, что Господь пошлет им в помощь ангелов с небес.
Другие люди не верят в чудеса вообще, считая все, выходящее за пределы их собственного житейского опыта, сказками. Зачастую, такие люди говорят, что поверили бы Библии, если бы не все чудеса, про которые в ней написано. Наиболее известным их представителем был Лев Толстой, решивший даже переписать Евангелие, исключив из него, все события, которые ему самому не внушали доверия, в том числе и Воскресение.
Позиция Церкви, выраженная в святоотеческом учении, как обычно лежит посередине между крайними точками зрения. Главная ее особенность - в том, что Церковь знает о Боге не только то, что Он - Творец, но и то, что Он - Промыслитель мира. Он не оставляет состворенный Им мир, но постоянно действует в нем. При этом большая часть процессов просто идет своим чередом, по тем законам, которые установлены Творцом, а в некоторое, небольшое количество случаев Бог вмешивается непосредственно.
Сегодня мы вспоминаем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в XIV веке. Он как раз и отстаивал от еретиков ту веру, что Господь всегда действует в состворенном Им мире. Ему противостоял Варлаам Калабрийский, который утверждал, что Бог не действует в мире, что мы никак не можем Его ощутить, а только сотворил наш мир и воздает нам после смерти. Святитель Григорий же утверждал, что действия (по-гречески - энергии) Бога можно ощутить, если очистиь свою душу и тело молитвенным деланием, если путем исполнения нравственных заповедей приблизиться к Богу. В соответствии с этой верой Церковь верит в чудеса, как реальные факты божественного вмешательства в жизнь. В обыденном понимании чудеса - это вещи сверхестественные, те которых в обычном течении событий не бывает. Но в таком понимании не все события, которым мы удивляемся - чудеса. Вот например, очень красивое физическое явление левитации магнита над сверхпроводником. Кому-то оно может показаться чудом, т.к. сильно выходит за рамки нашего житейского опыта, тем не менее - это физическое явление, которое может быть сколько угодно воспроизведено при соответствующих условиях. А вот другой пример, когда какой-нибудь закоснелый грешник вдруг кается и обращается к Богу, ведь в действительности - это очевидное чудо - прикосновение Бога к человеческой душе. А многие и не назовут это событие чудесным.
Не все что выходит за пределы нашего человеческого опыта - чудеса, непосредственноепроявление Промысла Божьего в мире, но и не все, что мы можем объяснить так называемыми естественными причинами обязательно не связано с Божьим действием в мире. Ведь именно Он сотворил наш мир и лучше знает, как в нем что сделать.
Внимательно посмотрим на те события, которые сопровождали исход евреев из Египта. Сначала казни, неслыханные бедствия, обрушивишиеся на египтян. Часто можно услышать мнение, что в них нет чудес, что бедствия это естественные. С одной стороны это так, ведь угроза таких бедствий всегда довлели над этой хрупкой полоской земли между двумя пустынями. Но сами их очевидцы, жители Египта - и египтяне, и евреи увидели в них чудо, действие Божье. До поры до времени Господь защищал их землю от саранчи, гадов, насекомых, болезней и бурь, но теперь для Своих целей отнял свою благодатную защиту. И "казни египетские" стали чудом, в конце концов убедившим фараона покориться воле Бога. так как их ужасное сочетание явно выходило за пределы понимания. Кто-то считает и благодатную помощь израильскому народу на пути через пустыню только случайным сочетанием естественных событий. Якобы так совпали отливы и ветры на берегах моря, что евреи смогли найти через морские заливы путь, лишь на некоторое время ставший безопасным. Этими утверждениями они запрещают Богу действовать в мире. Если и так, то разве не Он сотворил силы тяготения, Луну и солнце, чьи притяжения вызывают приливы и отливы, часто огромные - 15-20 метров высотой! Такой отлив, дествительно мог открыть сухой путь по дну залива, но разве не удивителен он сам по себе?
Израиль пил воду из источников, чудесно изведенных по молитве Моисея из камня. Скептики утверждают, что такие источники в пустыне действительно бывают, когда из-под пробитой известковой корки может хлынуть целый фонтан воды. Но разве не Творец мира устроил так, чтобы Его люди могли таким образом найти для себя источник жизни. Путешественники прошлых веков часто рассказывали, что любой оазис в пустынях предстваляется чудом, а по существу таковым и является. Ведь именно Бог усторил так, чтобы оазисы были и хранит их от песков для утомленных странников.
Израиль питался манной и перепелами, огромными стаями опускавшимися возле их стана. Долгое время безбожники смеялись над этими рассказами, но в XX веке, когда ученые-орнитологи хорошо изучили маршруты перелетных птиц, стало известно, что через Синайский полуостров как раз пролегают маршруты сезонных перелетов многих птиц, в том числе перепелов. С одной стороны изложенные в Библии факты нашли неожиданное подтверждение. Но, с другой стороны, неверующие говорят - в том, что рядом с Израильским станом опуститлась стая обессилевших после долгого пути перелетных птиц - нет ничего чудесного, якобы это просто случайное стечение обстоятельств. Случайное ли? Если мы верим в Бога, устраивающего судьбы мира, то угадаем в этом не просто случайность. Ученые и сейчас не знают, почему одни птицы из Европы летят на Ближний Восток, другие в Африку, третьи - в Индию. Господь Бог так проложил их пути, и устроил их сезонные перелеты на много тысяч километров и по Его воле сошлись пути усталых птиц и избранного народа.
Все попытки вычеркнуть из Библии и из Предания Церкви рассказы о чудесах, о вмешательствах Бога свыше в жизнь мира, отрицают Его Бытие. Если мы верим в Бога, то должны верить и в то, что Он стоит над законами того мира, который создал и может вмешаться обычный ход вещей для Своих, не всегда ведомых нам целей. Всякое ограничение, которое мы хотим для своего спокойствия наложить на Творца и Промыслителя кощунственно и неумно. Все сказанное о чудесных событиях ветхозаветных времен, относится и к чудесам Христовым. Но прежде, чем говорить о них, нужно сказать, что они в некотором роде вторичны по отношению к тем чудесам, которые евреи видели во время исхода. Еврейский народ никогда не сомневался в событиях, сопровождавших Исход, неоднократно воспевал их в псалмах и вспоминал о них за каждой пасхальной трапезой. И Сын Божий, придя к Своему народу в умаленном виде, творил такие чудеса, в которых правоверные евреи при желании легко могли бы узнать Руку, выведшую их из Египта. Он показал Свою власть над водной стихией, показал, что может дать людям пищу и питье в пустыне, наконец, преобразился на горе, напомнив евреям о Синайском Богоявлении, когда гора дымилась и тряслась. В богослужебных текстах Страстной седмицы очень отчетливо звучит эта тема - Бог Израиля пришел к Своему народу, а народ не принял Его!

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную