Продолжение беседы восемнадцатой. "Чудеса Христовы"

11 марта 2007 года

Если внимательно рассмотреть чудеса Христовы, о которых нам поведали евангелисты, то нельзя не заметить их уместность. Если почитать языческие мифы, например "Метаморфозы" Овидия, то бросится в глаза обилие всевозможных чудес. Но непонятно, зачем они происходят - девушки превращаются в деревья, юноши - в цветы, все что угодно - в другое все что угодно без какой-либо взаимосвязи и логики. В этом отношении языческие описания чудес похожи на дьявольские искушения Спасителя: "Прыгни с крыши Храма". Господь же творит только то, что нужно и уместно в данный момент и в данных обстоятельствах.
И здесь перед нами открывается еще одно объяснение евангельских чудес - не только их похожесть на чудеса в истории израильского народа должна указать на то, что их творит Тот же, кто и раньше. Но и уместность чудес должна показать почерк Творца мира. Тот, кто сотворил небо и землю, имеет власть над ними и над законами, по которым они существуют. И свидетели евангельских чудес тоже это понимали. Ключ к пониманию смыла Своих чудес Сам Христос дает словами:"Сын не может творить ничего, если не видит Отца творящего." Христос подражает Небесному Отцу. Но Бог, сотворивший мир не очень хочет вмешиваться в Свое творение и делает это только в те моменты, когда без такого вмешательства невозможно обойтись.
Часто люди, не хотящие верить евангельским чудесам, возмущаются кажущимся нарушением Богом установленных им же законов природы. Но если внимательно разобраться, никакого нарушения мы не увидим, законы действуют по-прежнему - вино Каны Галилейской пьянит и веселит сердце, хлеб и рыба насыщают. Во всех случаях чудесного вмешательства Творца в порядок творения, Он чаще всего ускоряет или направляет так, как Ему нужно обычные естественные процессы.
Посмотрим на самые многочисленные в Евангелиях чудеса исцеления больных. Болезнь как знак распада и прекращения жизни особенно нетерпима для Сотворившего жизнь и поэтому он с такой готовностью откликался на просьбы об исцелении. Но ведь Он и всегда исцеляет человеческие болезни. Ни один врач еще не вылечил ни одной болезни, врач может только направить режим больного или прописать лекарства. Но если обложить лекарствами труп, на нем не затянутся раны. Исцеление от болезней происходит с помощью жизненных сил самого живого организма. И в полной власти Творца умножить и подкрепить эти силы.
Мы читаем как Господь умножил хлебы и рыб, чтобы накормить несколько тысяч Своих слушателей в таком месте, где они не могли напитаться из других источников. Он не камням повелел сделаться хлебами, таких дел Бог не творит. Он умножил уже существующий хлеб. А ведь это же происходит и на полях. Тот же, Кто повелел пшенице из одного зерна производить колос с десятками зерен, повелел хлебу умножиться и на этот раз. И Тот же, Кто умножает рыбу в прудах, озерах и морях, теперь сделал это быстрее и проще, чтобы продолжить дело Своей проповеди. Так Он же и привел косяки рыбы в сети Своих учеников.
Мы считаем чудом превращение воды в вино на брачном пире. А разве не чудо - виноградная лоза, под солнцем и дождем наливающаяся соком, который потом веселит сердце человека. В Кане Галилейской Христос обошелся без лозы и ягод, Он сотворил вино прямо в каменных водоносах. И вино хорошее, что свидетельствует, что сделал его Тот, Кто сотворил и знакомый нам обычный процесс, и Он очень хорошо умеет это делать. Причем Он не афишировал это чудо перед пирующими, а сотоворил его тихо и скромно, чтобы не прекратилось веселье.
Господь показал ученикам свою власть над стихией пройдя по воде и усмирив бурю на озере. Ученики испугались, будучи застигнуты штормом в своей лодке, но Господь спокойно спал. Он - Господин стихий и буря - для него, как для нас дуновение вентилятора, которым мы можем управлять по своему желанию и знаем, что оно не принесет нам никакого вреда. Так и бури для Творца - Он позволяет стихиям разыграться, но потом усмиряет их, как хороший воспитатель умело успокаивает расшалившихся детей. И Господь уже усмирил каждую бурю, иначе они разнесли бы в клочья наш мир.
Главное, что надо помнить, читая о Христовых чудесах - что все они только проявления главного чуда земной истории - Боговоплощения. Безбожники отрицают хождение по водам или умножение хлебов, и этим показывают свое неверие в Христа. Ведь если Он - действительно Бог, ставший человеком, то все чудесное, описанное в Евангелии вполне объяснимо. А вот это и есть самое чудесное, удивительное и непостижимое - как надмирный, трансцендентный Абсолют философов, Творец вселенной, стал человеком, таким же как каждый из нас.
Главное чудо Нового Завета - это не умножение хлеба и вина, не хождение по водам, не исцеление болезней и даже не преображение на Фаворе. Главное чудо - это Воскресение Христово, это Его победа над смертью и адом и возможность для нас самих стать причастными этой победе. Мы можем обойти всю вселенную в поисках чудес, можем всю жизнь ждать небесных знамений или сверхъестественных явлений, в то время как самое чудесное ожидает нас в простой приходской церкви, где за каждой Литургией священник выносит нам чашу с Воскресшим Христом: "Вкусите и видите!"

Использованная литература: К.С.Льюис "Чудо"

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную