Беседа двадцатая. Эпоха судей и установление царской власти в Израиле

25 марта - 01 апреля 2007 года

Эпоха судей осталась в памяти израильского народа как время героическое, былинное. Некоторое время спустя после завоевания Ханаана, Господь послал евреям наказание за отступничество, за невыполнение Его воли, за увлечение языческими мерзостями. На берега Ханаана пришли новые завоеватели - "народы моря" или филистимляне. Скорее всего это были греческие племена пеласгов или дорийцев, вытесненные из Эллады нашествием ахейцев. Они были очень воинственны и умели делать более прочное - железное оружие. Быстро они покорили прибрежные области, обложили финикийскую торговлю данью и начали проникать вглубь страны. Гористую страну почти невозможно полностью завоевать, но евреям пришлось очень плохо. Еврейский народ массово уклонился к местным ваалам и поэтому был слабо объединен единой святыней и единой верой. Единой светской власти, способной организовать оборону, в Израиле тоже не было. Возникла угроза самому существованию израильского народа. Только воля Божья могла уберечь израильский народ от уничтожения. Господь показывал евреям, что тщетны их надежды на ублажение местных "хозяев". Пришли враги сильнее тех, которых не захотели изгонять израильтяне, и на кого могли тогда надеяться малодушные евреи? Только на Того, Кто вывел их из Израиля, Творца неба и земли, перед Которым - ничто и мощь чужеземных армий, и сила демонских полчищ. Нашествие филистимлян продолжалось почти четыре столетия.
В те периоды, когда евреи искренне обращались к Богу своих отцов, каялись и прекращали участвовать в языческих мерзостях, Бог посылал им свою помощь. Но это были не полки ангелов и не каменный дождь, Господь подвигал избранных вождей из самого израильского народа, чтобы их руками избавлять Свой народ от гибели. Конечно, это были люди, которые наиболее полно и глубоко раскаивались в отступничестве и всецело полагались на волю Божью. Сил израильтян было недостаточно, чтобы полностью разбить филистимлян - те были опытными воинами, у них было железное оружие, а не медное как у еврев. Но победы над врагами под предводительством судей предоставляли народу временные периоды облегчения - мирной жизни по заповедям Божьим. За несколько десятилетий мирной жизни евреи снова уклонялись в идолопоклонство и Господь снова попускал филистимлянам угнетать еврейский народ. За столетия бедствий духовный уровень народв сильно упал. Временами трудно было даже выбрать достаточно благочестивого человека для прохождения поприща судьи Израиля. К примеру, Самсон, как и большинство судей, изображен нам в героических тонах. Но морально-нравственный уровень этого человека не особо отличается от языческих нравов. И попал в плен к врагам он, конечно же, не за острижение волос. Сила не сообщалась его нестриженным волосам магическим образом, но Господь давал ему силы, пока он ходил в Его заповедях. Когда же он уклонился в прелюбодеяние с язычницей, Господь отступил от него и отнял Свою силу, которая вернулась к Самсону только после покаяния в плену. Большинство судей были только предводителями израильского ополчения и в мирные времена "судили" народ - осуществляли действительно функции судей. Но в конце этой эпохи Господь воздвиг последнего израильского судью, который был еще и боговдохновенным пророком - Самуила.
Его мать Анна, вымолив у Бога сына, привела его к скинии и оставила на воспитание первосвященнику Илии. Илий был призван Господом судить Израиль, но уже его сыновья не отличались нравственностю и неоднократно уличались в неподобающих священникам алчности, чревоугодии и разврате. За отступление от Божьих заповедей их постигло суровое наказание - они погибли в сражении с филистимлянами, а Ковчег Завета, который они принесли в войско, был захвачен врагами, как военный трофей. Суровая кара Господня, известие о которой убило престарелого Илия, научила юного Самуила необходимости следования Божьим заповедям. И он стал ходить по городам Израиля и учить народ верности воле Творца, заключившего с ним завет. У Самуила оказалось много последователей и мы узнаем уже о целой школе "сынов пророческих", которые группами ходили по палестинской земле и учили евреев пути Господню. Непокаявшийся народ, уклоняющийся в идолопоклонство не может победить своих врагов, избавление от них может принести ему только Бог Израиля, которому нужно хранить верность. Много лет Самуил проповедовал в Израиле и управлял народом Божьим. Под влиянием его проповеди и личного примера, морально-нравственное состояние народа укреплялось. Но в критический момент, когда снова филистимляне угрожали жизни Израиля, народ не понадеялся на волю Божью. Евреи стали искать спасения в устройстве своего государственного управления, они решили подражать всем окрестным народам и поставить во главе царя, который и должен был организовывать войска для защиты страны. Самуил долго сопротивлялся желанию народа и говорил, что избирая царя и возлагая на него надежды, Израиль отказывается от воли Божьей и отвергает Бога. Тем не менее народное собрание настояло на своем и Самуил согласился благословить своим высоким духовным авторитетом нового царя Израиля. Не случайно подчеркивается, что первый царь Саул был избран в немалой степени за свой высокий рост и статность. Когда Самуил представил его собранию, и тот оказался на голову выше окружающих, народ ликовал, наивно связывая личную силу Саула с надеждой на победу над врагами. Саул пришел на царство от сохи, но это не было каким-то невиданным случаем в те времена, когда и греческие, и римские, и восточные цари часто были землевладельцами и разделяли труд по обработке земли, считавшийся благородным.
Вначале Саул выказывал полное почтение к Самуилу, первый царь советовался с последним судьей, просил его благословения. Но в нем воплотились надежды народа на внешнюю силу и Саул нарушил волю Божью. После нескольких частных побед, собрав большое войско для решающей битвы с филистимлянами, он стал ожидать Самуила для жертвоприношения и благословения, но не дождался. Самуил замедлил и в Сауле соображения обычной земной тактики и стратегии перевесили надежду на помощь Божью. Казалось правильным напасть как можно быстрее, пока враги не успели приготовиться, пока в войсках крепкий моральный дух, пока есть все благоприятные обстоятельства (вероятно, по всем правилам тогдашней военной науки). Понадеявшись на земное, Саул решил не брать в расчет небесную помощь, принес жертвы сам и приказал войскам выступать. Прибывший вскоре Самуил, сурово обличил его. И дело здесь вовсе не в конфликте священника и царя, на который любят ссылаться. Вина Саула в отказе от надежды на помощь Божью, в выставлении на первый план обычных житейских соображений. Воля Божья, открытая через Самуила состояла в том, чтобы дождаться пророка и после его благословения, пойти на бой с Божьей помощь, и Господь Сам явил бы Свою силу и показал израильтянам поражение филистимлян. Но Саул понадеялся на земные расчеты, что ж - земным расчетам Господь и предал его войска. Филистимляне были сильнее евреев, у них было лучшее оружие, доспехи и колесницы. Кроме того, Саул вывел свои войска на равнину, где в отличие от родных ереям гор, филистимским воинам был предоставлен полный простор расправиться с ними. Земные надежды погубили Саула и израильское войско было разбито. Бог Небесных воинств не послал помощь отвергнувшему Его царю. Поражение было тяжелым, в последующие годы израильтяне вели только партизанскую войну, сам Саул скрывался в горах. Самуил не встречался с ним, показывая тем самым, что царь отвергнут Богом, и Саул стал сходить с ума. Последние годы жизни после поражения он провел в приступах безумия и страхе за царскую власть.
Пророк Самуил после разрыва с царем Саулом благословил на царство юношу из благочестивой семьи - Давида. Впрочем, помазание было тайным и до поры о нем не было никому известно. Юный Давид быстро выдвинулся в войске Саула, как умелый и удачливый полководец, а вскоре стал одним из ближайших приближенных Саула и его зятем. Помазание на царство хранилось в тайне. Но подозрительный Саул не мог стерпеть благословленного возле себя Давида, слишком тяжело было ему видеть явные знаки Богоизбранности на юноше, в то время. как сам он был проклят. Давиду угрожала смерть от безумного царя и он скрылся. До самой смерти Саула пришлось скрываться ему у врагов Израиля - филистимлян, которые приняли его и поручили командовать гарнизоном небольшой крепости. Таким образом, даже путь видимой измены своему народу не был заказан Давиду, если он сохранял главное - верность Богу Израиля.
В это время царь Саул в отчаянии дошел до прямого Богоотступничества - он обратился к магии, к оставшимся еще в Палестине язычникам, чтобы попытаться узнать волю Божью! Какой глупый поступок - обращаться к демонам за тем, чтобы узнать волю Бога, открывающуся только верным и смиренным сердцам. Колдунья смогла вызвать тень умершего Самуила, но пророк еще раз из гроба проклял царя-богоотступника. Саул снова собрал войска и снова филистимляне разбили израильтян. Не выдержав позора и отчаяния поражения, несчастный царь приказал заколоть себя, фактически покончив жизнь самоубийством. С таких несчастий началось царство Израильское и предостережения пророка Самуила вполне оправдались. Другим народам надлежит полагаться на царей и силу своих армий, а народу Божьему долно иметь надежду только на Бога и на осуществление Его воли. "Я буду вашим Богом, а вы - моим народом", и горе пришло нарушающим Священный завет ради земных расчетов.

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную