Беседа шестая. Сотворение жизни.

12 ноября 2006 года

В третий день (Быт. 1, 9-13) структура мироздания все усложняется. Материя продолжает разделяться по Творческому слову. В океане, покрывающем поверхность земли появляется суша. Земля и море, называет их Бог. И заметьте, как сказано - не "собрал", но "собралась", не "произвел" Бог, а земля "произвела". Мир сам изменяется, совершенствуется, откликаясь на веление Бога, на его Творческое Слово. Суша и море, по слову Божьему - это хорошо. Здесь сразу отвергается ужас древних людей, да и не только древних людей перед морской пучиной. Волнующаяся, бурная, грозящая гибелью, неизвестно что скрывающая, она предсталялась порождением и обиталищем демонических сил, противных Богу. Но Библия отрицает это. И суша, и море - все хорошо. И действительно, чем бы была земля без морей и океанов? Безжизненной пустыней, на которую неоткуда было бы пролиться дождям. Море дарит человеку множество полезных вещей и предоставляет наиболее удобные пути передвижения. Наибольшую красоту и завершенность любому пейзажу придает сочетание суши и воды, береговая линия реки, озера. Человек обычно селится у воды, 60% населения земли живет не дальше 100 километров от побережья. Вся океанская стихия, от беспокойной поверхности до темных глубин подвластна Богу и повинуется ему.
После того, как суша была приготовлена, Бог повелел земле произвести растительность. И земля ее произвела. С одной стороны, в этих строках утверждается, что жизнь, пока еще жизнь простейшая, растительная, возникла только по велению Бога. Она не могла возникнуть сама по себе, как это утверждают материалисты. Во всех научных теориях о происхождении жизни, даже такой простой, как микроорганизмы, есть существенный недостаток - они не подкреплены никакими доказательствами. Если тезис "Бога нет" еще хоть как-то может быть подкреплен - личным прискорбным опытом, то теори о происхождении жизни из неживой материи подкрепить нечем. Ни один лабораторный опыт не удался. Неживая природа упорно отказывается производить живую. Если это случилось само по себе когда-то, то почему не происходит само по себе сейчас? Почему всегда в теплых морях при грозах не образуются простейшие? Почему мыши не родятся из грязного белья?
Все научные исследования доказали пока одно - жизнь происходит только от жизни, живое родится только от живого. Но как? Наука недоумевает. Более того, математические расчеты показывают, что жизнь - явление невозможное. В физике в XIX веке открыли понятие энтропии. С ним мы сталкиваемся каждый день, в том числе и дома. Если не прилагать силы к уборке и починке, увеличивается беспорядок, растет слой пыли, все ветшает и ломается. С этим никто не поспорит. Оказывается, это закон природы. Называется он - второе начало термодинамики и говорит нам, что степень организованности материи всегда уменьшается, а энтропия - мера беспорядка - всегда растет, если не затрачивать энерги на обратный процесс. Чтобы охладить продукты в холодильнике надо затратить электроэнергию, чтобы их нагреть на плите - сжечь газ. А в отсутствие наших усилий вся материчя стремится приобрести некую среднюю "теплохладную" температуру и как можно меньшую упорядоченность - не отличаться от окружающих частей. Крупные структуры стремятся разрушиться, крупные молекулы распасться на атомы, все частицы стремятся принять положение с наименьшей энергией. Короче, если стоишь - сядь, если сидишь - ляг. Горы разрушаются и превращаются в пустыни, озера затягиваются тиной, превращась в болота и луга, планеты остывают, звезды гаснут.
Если спроецировать второе начало термодинамики на судьбу вселенной, то получается, что в нынешнем состоянии ей грозит "тепловая смерть" - когда все частицы приобретут одинаковую среднюю температуру и никакие процессы станут невозможны. Это закрон природы, закон нашего падшего мира, каким мы его видим сейчас.
А вот жизнь вносит в природу организованность. По всем научным теориям, такой процесс сам по себе невозможен. Его должен кто-то организовать, приложить энергию, усилия. Вот и получается, что сейчас жизнь не возникает, а существует и воспроизводит себя раз начавшись. И Библия говорит нам о том, что жизнь возникла по воле Божьей. Причем возникла из неживого. Но только по воле Божьей земля стала способна производить растительность, а вода - животный мир.
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. (Быт. 1, 20-25)
В тексте названы "пресмыкающиеся", но нельзя считать это слово аналогом нашего, идущего с XVIII века родо-видового определения. И выводить отсюда или неправоту Библии, или неправоту научной классификации. В еврейском тексте стоят слова, которые буквально переводятся как "многокишащие и многородящие". Таким образом Бытописатель показывает нам картину огромного разнообразия живых существ. В этих словах, в картине буйства жизни видна сила, тесно связанная с животным миром - стихия пола, размножения. Она часто обожествлялась в языческих культах плодородия, обожествляется и сейчас. А в Библи и она показана исходящей из рук Творца. Каждый раз, когда появляется живое существо, Бог дает ему силу продолжать себя. И это - тоже хорошо, пока согласно с Божьей волей.
А мимоходом, в четвертый день, святой пророк Моисей говорит о сотворени небесных светил. Именно мимоходом, между прочим, даже не называя их по именам. Это безусловно, полемический прием, для того, чтобы принизить роль в мироздани солнца и луны, которым охотно покланялись язычники. Солнце важно для жизни, но жизнь не от него, а от Бога. Не солнце, но Бог - подлинный источник жизни. Небо в рассказе Моисея имеет второстепенный, служебный характер - для освещения, для отсчета времени. А главное - для знамений, то есть назанчение у светил - культовое. Они служат людям, чтобы люди знали, когда молиться, приносить жертвы, воспевать и благодарить Бога: "Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой." (Пс. 54, 18)

Назад на предыдущую

Вперед на следующую

Назад на страницу Е.А.Агеева

Назад на главную