ЮБИЛЕЙ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

В мае 2010 года наш приход празднует 30-летие пастырского служения настоятеля протоиерея Феодора Андрощука. В воскресенье 2 мая Высокопреосвященный митрополит Герман прибыл во Фролово. Он совершил в Богоявленском соборе Божественную Литургию и поздравил отца Феодора с юбилеем его священнической хиротонии. Владыка Герман подарил настоятелю образ Спасителя. В своем поздравлении архипастырь отметил большие заслуги отца Феодора в деле возрождения Православия не только на Фроловской земле, но и во всей Волгоградской епархии. Настоятеля также поздравляли руководители городского округа города Фролово и Фроловского муниципального района, представительных органов власти, прихожане фроловских храмов и молитвенных домов района.

Поздравление архипастыря Божественная Литургия

4 мая, в день небесного покровителя протоиерея Феодора Андрощука, в Богоявленском соборе была совершена Божественная Литургия, которую возлавил настоятель протоиерей Феодор Андрощук. Ему сослужили десять священников, собравшихся поздравить его с 30-летним юбилеем его пастырского служения.

Протоиерей Феодор Андрощук родился 26 апреля 1956 года в селе Залесцы Збаражского района Тернопольской области (в том же самом селе, что и протоиерей Сергий Волынец). Отец Феодор родом из верующей православной семьи. Его отец – Иван Захарович Андрощук работал финансистом в местных органах власти, он скончался в 1978 году. Мать отца Феодора – Мария Наумовна всю жизнь проработала в колхозе и ныне живет на Украине.
Почаевская Успенская лавра Осенью 1963 года семья Андрощук переехала в город Почаев той же Тернопольской области, в котором находится знаменитая на всю Украину Почаевская Успенская лавра – твердыня Православия на Западной Украине. В этом городе Федя Андрощук продолжил учебу в первом классе, в который пошел еще в Залесцах.
В одной из комнат дома, приобретенного его родителями, жили две инокини. Множество монастырей закрывалось во время хрущевских гонений на Церковь – в начале 60-х годов по всей стране, в том числе и на Западной Украине. Верующие люди, а их на Украине было большинство, давали приют монахиням. Семья Андрощук, переехав в свой новый дом, оставила монахинь жить у себя. Они помогали по хозяйству, присматривали за маленьким сыном хозяев, а главное – молились за приютивших их людей. Эти монахини научили Федю многим молитвам, чтению на церковно-славянском языке, основам православного благочестия. Когда Феде было 11 лет, у него родилась младшая сестра – Ольга, которая сейчас живет в городе Николаевске, замужем за священником.
Федор Андрощук окончил в Почаеве 8 классов средней школы и поступил в Тернопольское профессионально-техническое училище учиться профессии обувщика. Училище он окончил с красным дипломом, научился шить обувь и пошел работать на Почаевскую обувную фабрику. Все свои детство и юность – во время учебы в школе и училище Федор по примеру своих родителей посещал церковные службы, отличавшиеся у монахов Почаевской лавры особым монастырским молитвенным настроем, верностью тысячелетним православным традициям. Никакие гонения за века существования Лавры – ни турецкие, ни польские, ни советские не могли поколебать уверенность монастырской братии в том, что дело, творимое ими во славу Божью – молитва, богослужение, научение людей вере – самое главное дело на Земле. И молодой Федор Андрощук все больше проникался этой верой, в его душе медленно зрело желание стать одним из воинов Христовых, членом монастырской братии.
Проработав несколько лет на обувной фабрике, он стал послушником Почаевской лавры, еще не приняв пострига, в течение двух лет исполнял в Лавре самые различные работы – и уборку, и строительство, и обслуживание повседневных нужд брани и многочисленных паломников. Федору очень нравилось в Лавре, нравились и монастырские богослужения, и великолепие храмов, и спокойный размеренный уклад лаврской жизни. За помощь Пресвятой Богородицы и преподобного Иова Почаевского, за духовным утешением и поддержкой в Почаев ехали и едут доныне десятки тысяч людей со всех концов Украины и России, и все они по своей вере получают просимое. Отец Феодор и сейчас с умилением вспоминает благодатную атмосферу Успенской лавры, ее монахов – истинных подвижников Православия.
Однако, в 1960-70-е годы власти пристально следили за этим оплотом Православия. В начале 1960-х годов были безуспешные попытки закрыть Лавру, отдельные ее храмы. Господь не допустил поругания всенародной святыни, на Украине были сильны православные традиции, безбожники побоялись народного гнева. Тем не менее, власти со всех сторон контролировали монастырскую жизнь – и хозяйственную, и духовную. Наиболее ревностные священники осуждались, заключались в психиатрические больницы, высылались из Лавры. Крайне затруднен был прием молодых людей в братию монастыря, каждую кандидатуру нужно было согласовывать с уполномоченным Совета по делам религий, который соблюдал строгую квоту. Лаврское начальство, не видя возможности добиться разрешения на пострижение Федора Андрощука, но, провидя в нем будущего пастыря, посоветовало ему поехать в Саратов.
Троицкий собор г.СаратоваВ начале 1978 года Федор Андрощук приехал в Саратов и представился Высокопреосвященному Пимену. Духовенства в конце 70-х годов сильно не хватало, три семинарии на весь Советский Союз не могли обеспечить потребности епархий, большинство священников были пожилыми и больными людьми. Саратовский архиепископ Пимен охотно принимал в свою обширную епархию молодых людей из Западной Украины, зная о твердых православных традициях, в которых они были воспитаны. Недостаток богословского образования по обстоятельствам времени восполнялся традиционным православным воспитанием, хорошим знанием церковных традиций, и православным образом жизни. В Саратовскую епархию незадолго до этого уехал родственник и сверстник Федора – Николай Бабак. Фроловский настоятель протоиерей Сергий Волынец рекомендовал Николая владыке Пимену, и он был рукоположен в сан диакона. Через полгода к своему земляку и дальнему родственнику отцу Сергию за рекомендацией и поддержкой поехал и Феодор Андрощук. Молодой Феодор успешно проходил испытания – клиросное и алтарное послушания, а вскоре он вернулся на родину – в село Збараж для того, чтобы предложить руку и сердце своей спутнице жизни. С Надежду Надюк он познакомился еще в апреле 1977 года на свадьбе у Николая Бабака. В январе 1978 года он специально приехал из Саратова, чтобы объясниться ей и посвататься. 16 июля 1978 года Феодор Андрощук и Надежда Надюк обвенчались в Кресто-Воздвиженском храме села Звеняча Тернопольской области.
После непродолжительного испытания, 22 октября 1978 года в Троицком кафедральном соборе Саратова Высокопреосвященный Пимен, архиепископ Саратовский и Волгоградский рукоположил Феодора Андрощука в сан диакона. На следующий день он был назначен диаконом Казанской церкви города Петровска Саратовской области. Отец Феодор служил с выдающимся священником – протоиереем Владиславом Куцинским, имевшим три высших образования – он окончил медицинский институт, духовную академию и консерваторию. Диакон Феодор Андрощук, чтобы восполнить свое образование, поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии.
Казанский храм г.ПетровскаВ Петровске отец Феодор прослужил чуть больше года, прихожане полюбили молодого диакона с прекрасным баритоном. Узнав отличные вокальные данные молодого диакона, владыка Пимен хотел перевести его диаконом в кафедральный собор. Но властям не нравились любимые верующими священнослужители. К отцу Феодору применили испытанный метод выживания священника – по доносу осведомителей, бывших тогда на каждом приходе, обложили непомерным налогом с якобы получаемых им доходов. Священники в те годы находились в договорных отношениях с нанявшей их для совершения богослужений общиной верующих и самостоятельно уплачивали в финансовые органы подоходный налог со своего небольшого жалованья, составлявший его половину. Но с неугодных властям священнослужителей часто требовали дополнительный налог, основываясь на доносах о получении ими неучтенных вознаграждений и пожертвований прихожан.
Диакон Феодор Андрощук сослужит о.Владиславу КуцинскомуДиакон Феодор Андрощук, получая небольшую зарплату в храме и учась в семинарии, конечно, не мог уплатить огромную по тем временам сумму в 1500 рублей, наложенную на него. Доказывать что-либо, обжаловать действия фининспектора, санкционированные органами КГБ, было бесполезно. Он отправился в Саратов за помощью к архиерею, но и владыка Пимен ничем не мог помочь в этих обстоятельствах. Единственное, что мог сделать мудрый и опытный архиепископ – перевести отца Феодора в подчиненную ему Волгоградскую область, подальше от саратовских властей. И 1 февраля 1980 года диакон Феодор Андрощук был переведен в Покровский молитвенный дом районного поселка Средняя Ахтуба Волгоградской области.
Небольшой райцентр Средняя Ахтуба находится в пяти километрах от Волжского – выросшего в 50-60-х годах нового города гидростроителей, энергетиков и химиков. В Волжском не было ни одного православного храма, не поднимался даже вопрос об открытии православной церкви в этом молодом городе, где жило более 300 тысяч человек. Ближайший православный молитвенный дом был в Средней Ахтубе. Он помещался в небольшом частном доме по улице Тифлисской, к которому с обеих сторон было пристроено по веранде, а внутренние перегородки разобраны. В выходные дни в этот молитвенный дом съезжалось огромное количество людей. В то время в Средней Ахтубе служил только один священник – протоиерей Василий Ошурко, который с радостью принял молодого диакона, но сразу же стал просить, чтобы архиепископ Пимен рукоположил его в сан священника для помощи в окормлении многочисленного прихода.
Духосошественский собор г.Саратова4 мая 1980 года в саратовском Духосошественском соборе Высокопреосвященный Пимен рукоположил диакона Феодора Андрощука в сан иерея и назначил его вторым священником среднеахтубинского Покровского молитвенного дома.
О.Феодор Андрощук в 1980 годуОтец Феодор с матушкой Надеждой поселился в приходском доме в церковном дворе и принялся за тяжелый пастырский труд. В Средней Ахтубе в 1980 году у отца Феодора и матушки Надежды родилась старшая дочь – Ирина.
Здание молитвенного дома не отапливалось, в начале службы в алтаре стоял мороз, а к концу в переполненном здании была жара и духота. В приход Покровского молитвенного дома входили тогда Среднеахтубинский, Ленинский и Быковский районы и город Волжский. В выходные из Волжского и окрестных поселком приезжало множество людей для крещения. По таким дням крестили по сто, иногда и двухсот человек. Тысячи маленьких волжан крестил отец Феодор в Средней Ахтубе. К празднику Святой Пасхи 1981 года владыка Пимен за усердные труды досрочно вручил ему первую священническую награду – набедренник.
Весной 1981 года тяжело заболел настоятель протоиерей Василий Ошурко, а летом он вынужден был уйти на покой. Архиепископ Пимен 17 августа 1981 года назначил иерея Феодора Андрощука настоятелем молитвенного дома в Средней Ахтубе, прислав ему в помощь заштатного священника протоиерея Виктора Петрасевича. Отец Феодор продолжил свои усердные труды.
Так бы и остался отец Феодор в Заволжье, но в 1982 году во Фролово сложилась сложная обстановка. Из-за болезни настоятеля протоиерея Василия Карпеца, нехватки денежных средств и стройматериалов практически остановилось строительство нового церковного здания. Фроловский приход стоял перед угрозой финансового краха и ликвидации. Архиепископ Пимен 17 июня 1982 года направил отца Феодора Андрощука на временное служение во Фролово. Владыка не ошибся в своем выборе, отец Феодор быстро разобрался в обстановке и с помощью Божией нашел пути решения сложной ситуации: разрешил конфликтные ситуации в приходе, наладил связи с местными руководителями советских органов и строительных организаций.
В начале 1980-х годов во всей стране была большая нехватка строительных материалов – кирпича, цемента, пиломатериалов, квоты на их приобретение распределялись в партийных органах. Отец Феодор сумел найти путь к душам многих фроловских коммунистов и часто на заседаниях бюро горкома партии многие из них вспоминали о строящейся церкви и прелагали выделить стройматериалы и для нее. И стройка шла и шла интенсивно, несмотря на огромные долги прихода, достигавшие 100 тысяч рублей. Всеми правдами и неправдами доставал настоятель дефицитный кирпич и к осени здание церкви, доведенное к приезду отца Феодора только до окон, было закончено. Вспоминая об этой стройке, отец Феодор всегда добрым словом поминает самоотверженный труд фроловских старушек – прихожанок, которые иногда всю ночь напролет по просьбе священника разгружали машины с кирпичом и укладывали его в аккуратные штабеля, а днем убирали горы мусора со стройки, белили и красили, благоустраивали церковный двор. Вечная память им, незабвенным труженицам, вынесшим на своих плечах и войну, и тыл, и на заслуженном отдыхе не щадивших сил для Святого дела – строительства Божьего храма! Первым помощником настоятеля стал пожилой председатель исполнительного органа прихода – староста – Иван Николаевич Илясов.
Увидев, что молодой священник (отцу Феодору было тогда 26 лет) успешно справляется с новыми для него обязанностями руководителя строительства, архиепископ Пимен 30 ноября 1982 года окончательно освободил его от обязанностей в Средней Ахтубе и назначил настоятелем Богородице-Рождественского молитвенного дома города Фролово. Служение свое во Фролово отец Феодор начал еще в старом молитвенном доме, но за год его служения здесь, стройка была закончена, здание было отделано и украшено невысоким куполом. Иконостас был найден в станице Перекопской, где он был в разобранном виде сложен в сарае у местной жительницы, спасшей его из разоряемого Богоявленского храма. Отец Феодор вывез его из Перекопской через переправу и собрал из сохранившихся частей – карнизов, колонн, икон, значительно меньший иконостас, который и сейчас украшает наш храм. При этом настоятель собственноручно золотил, красил и отчищал его, вешал практически все иконы.
Как рассказывает отец Феодор, когда он в конце лета 1983 года доложил владыке Пимену о готовности храма, тот не поверил и через несколько дней лично приехал во Фролово без предупреждения. Архиепископ Пимен был удивлен просторному светлому храму, поднявшемуся на старом кладбище в такие короткие сроки. К празднику освящения, состоявшемуся 21 сентября 1983 года иерей Феодора Андрощука был награжден правом ношения камилавки.
Рождество-Богородицкая церковь г.ФроловоСтроительство церкви в нашем городе не прошло для отца Феодора безнаказанным. Несмотря на прекрасные отношения с областными уполномоченными – и М.К.Прудниковичем, и сменившим его Ю.Ф.Бунеевым, молодого священника стали часто вызывать сотрудники органов госбезопасности. Как вспоминает отец Феодор, многочасовые беседы тяготили и их самих. Долго и нудно они говорили заученные фразы о социализме, о том, что церкви нет места в новом обществе, убеждали отца Феодора отказаться от священного сана и перейти на любую работу в советских органах. Не проходило недели, чтобы настоятеля не вызвали на такую беседу. Было очень трудно выдержать такие, продолжавшиеся в течение нескольких лет испытания, не сломаться, не дать себя спровоцировать на недовольство. Целью бесед было не столько вынудить священника на отречение от сана, сколько ввести его в уныние, в душевную болезнь, в запой, вынудить уехать на другое место, сотрудничать с органами, т.е. доносить на прихожан и на всех, кто обращался к священнику. Эти беседы – не пытки, лагеря и расстрелы 1920-30-х годов, но на них отец Феодор испил свою чашу исповедничества за имя Христово.
Начиналась перестройка и власти, и все наше общество в ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, все больше узнавали о Церкви. В 1986 году отцу Феодору удалось добиться разрешения на пристройку к церкви Рождества Богородицы колокольни и установку высокого, в традиционном русском стиле купола. Именно тогда наша церковь обрела свой теперешний вид. Внутри и снаружи ее украсили росписи украинских мастеров.
Богоявленский храм г.ФроловоВ конце 1980-х и в начале 1990-х годов все больше людей приходило в церковь, исчез государственный гнет над духовенством. Все больше местных руководителей стало понимать необходимость духовного возрождения России, возврата к исконному для нашего народа Православию. Отец Феодор Андрощук стал непременным участником всех мероприятий. Его приглашали напутствовать новобранцев и поздравлять ветеранов, благословлять школьников в начале учебного года и освящать все начинания. А он, не покладая рук, несмотря на тяжелую болезнь, ежедневно с помощью Божией трудится над возрождением Православия в нашем городе и районе.
В 80-х годах священник Феодор Андрощук был помощником благочинного Волгоградского округа протоиерея Алексия Машенцева. С образованием новой Волгоградской епархии архиепископ Герман назначил его благочинным Фроловского благочиннического округа, в который вошли Иловлинский, Клетский и Ольховский районы. Отец Феодор нес это послушание до октября 1999 года, когда по состоянию здоровья передал свои обязанности протоиерею Василию Голику, настоятелю храма святого Димитрия Донского в районном поселке Иловля.
За свой многолетний усердный труд, он удостоен многочисленных церковных и общественных наград.
К празднику Пасхи 1985 года архиепископ Пимен наградил его наперсным крестом.
В 1991 году он был удостоен Святейшим Патриархом Алексием II сана протоиерея.
В 2000 годы Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман вручил отцу Феодору палицу.
В 2004 году Святейшим Патриархом Алексием II он был награжден орденом Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
В 2006 году Патриарх наградил его правом ношения креста с украшениями.
В 2008 году отец Феодор стал кавалером ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.
Общественная организация «Добрые люди мира» ежегодно в 2004-2007 году вручала отцу Феодору свои награды – Серебряную медаль и золотой знак «Меценаты столетия», орден «Во имя жизни на земле» и орден «Слава нации».
О.Феодор Андрощук с семьейВ 2006 году Фроловская городская дума присвоила отцу Феодору звание почетного гражданина города Фролово, а Фроловская районная дума наградила его почетным знаком «За заслуги перед Фроловским муниципальным районом».

Возврат на главную